Здравствуйте, здравствуйте! Заходите же, я не кусаюсь (вроде бы). *Аспирантка была уже в кабинете*. Ну что ж вы так скромненько. Быстролапка, ты куда подушку несешь? Либо убирай или я ее быстренько левитирую в башню гриффа. Да не под голову себе убирай!
Начнем нашу лекцию. В прошлый раз, уже к концу урока, я заговорила о том, что ученые ищут в наших мифах ключ к разгадке местоположения Атлантиды. Давайте попробуем подробно проанализировать сказку о Кощее Бессмертном и посмотрим, что из этого можно почерпнуть.
В русских сказках Ивану-царевичу часто приходится искать смерть Кощееву на острове. Причем смерть эту связывают с деревом - на этом дереве висит сундук, в сундуке спрятан заяц, в зайце - утка, в утке - яйцо, а в яйце - игла, на конце которой находится смерть Кощея.
Можно отметить сходство этого дерева со священным деревом хеттов. А вот чем она заключалась - это первый вопрос вашего домашнего задания. Чтобы добраться до этого дерева, Ивану-царевичу нужно пересечь море. Вот как об этом рассказывает русская сказка: «Идет Иван царевич дальше, доходит до моря, остановился на берегу…Как пройти море? Сидит на берегу и думает; щука ровно знала его думу: легла поперек моря. Иван-царевич прошел по ней как по мосту; доходит до дуба, где была смерть Кощея Бессмертного». По другому варианту, он переплывает море на котебархоте, или на волке. То есть славянский сад Гесперид помещают где-то за морем, на острове. Чтобы до него добраться, нужно пересечь море. До страны атлантов также нужно добираться по морю.
Теперь попробуем установить, когда и при каких обстоятельствах миф о Кощее Бессмертном проник в славянский фольклор и каков был его первоначальный смысл.
О чем говорит имя Кощей? Слово «кащей», либо «кощей», заимствованно из тюркского. Это слово в старославянском языке сохранило прежнее тюркского значение: раб, пленник. Впрочем, как и всякое бранное слово, оно многозначно. Люси и Алиса Милано я не просила вас проводить практическую работу по этому поводу! Слово «кощунствовать», т.е «оскорблять святыни», происходит от того же корня, следовательно «кощей»-также «богохульник». Автор «Слово о полку Игореве» поганым кощеем назвал хана Кончака. Это слово было распространенным эпитетом врага-иноверца.
Это слово - тюрское, т.е оно пришло в славянский язык в IV в н.э от тюркоязычных половцев и гуннов. А это говорит о том, что в сказке есть два слоя: один древний, атлантского времени, а другой относится к эпохе Великого переселения народов, к IV в. н. э.
Большинство вариантов сказки сводятся к определенной схеме. Иван-царевич, узнав, что есть на свете царица, которой нет краше, отправляется к ней в «подсолнечное» государство (т.е в теплые, как мы бы сказали, «полуденные, южные страны). Там, женившись, случайно освобождает (напоив водой) томящегося в темнице Кащея. Кущей после освобождения крадет у Ивана жену. Чтобы победить Кощея, требуется найти его смерть. Смерть Кощея спрятана на конце иглы, которая в яйце ну и так далее.
Связь сюжетных линий женитьбы Ивана-царевича и освобождения Кощея
является наиболее древней традиционной схемой. Можно предположить, что и
царица, и Кащей - персонажи одного начального мифа.
Что известно про царицу? Царица живет за степью, у берега «огненного моря», в «подсолнечном» государстве. На роль моря более всего подходит Черное море. Даже его огненность имеет свое объяснение. При землетрясениях Черное море действительно может гореть. Вспыхивает растекающаяся по его поверхности нефть и поднимающийся со дна сероводород и метан.
К этому морю по Днепру нередко спускались предки славян. Царица, по сказке, живет за степью. Для праславян Приднепровья за степью до Великого Переселения народов жили скифы-кочевники и сарматы. Она- «трех маток дочка, трех бабок внучка, девяти братьев сестра». Этой формуле несколько тысяч лет. Такого рода присказки повторялись даже тогда, когда смысл их для рассказчика был неясен. Сложность родственных отношений в такой характеристике однозначно указывает на обычаи матриархата. О матриархальных обычаях указывает также и то, что царица «сама в своем государстве правит», и то, что основное ее занятие-война. Иван-царевич (когда он идет в «подсолнечное» государство)видит рать, разбитую царицей, да и после свадьбы она снова отправляется в поход, а мужа оставляет дома следить за хозяйством.
Рассказы о подобных браках есть и в былинах. Многие богатыри женятся на поляницах-богатыршах. Международные параллели этим поляницам - амазонки, известные нам по греческим мифам и свидетельствам античных историков. Археологические раскопки могильников и курганов Скифии, в которых были найдены останки женщин с боевым оружием, показали, что некоторые из скифских и сарматских кочевых племен жили по обычаям матриархата. Эти племена кочевали в предгорьях Кавказа, вокруг Меотиды (Азовского моря), совершали набеги в Малую Азию. Амазонки причиняли немало беспокойства окружающим народам на протяжении двух тысячелетий, вплоть до первых веков нашей эры. Это не мешало прославленным героям древности брать их в жены. Так, например, Тесей, участвовавший в походе Геракла против амазонок, подобно Ивану-царевичу или Илье Муромцу, женится на царице амазонок.
Значит, прекрасная царица жена Ивана-царевича, - это, по сути, царица соседнего с праславянами племени скифов-кочевников либо сарматов. Основываясь на этом, магловские ученые, сделали вывод, что миф о Кощее Бессмертном и царице-амазонке сформировался не позднее первых веков нашей эры, до того, как скифы и сарматы были сметены нашествием гуннов. Нашествие гуннов и события Великого переселения народов - современники мифа, но в нем, очевидно, сохранились и слои, хранящие сведения о более раннем времени.
*Грена увидела как Лернер-Моррис смотрит на часы и ее глаза наполняются
ужасом. Оля усмехнулась. -На
кабинет наложено заклинание: часы здесь не работают. Специально, чтобы вы на них каждые пять минут не отвлекались.*
А сейчас перейдем к анализу образа Кощея. Откуда пришел в сказку образ Бессмертного Пленника?
Академик Б.А. Рыбаков писал, что Кащей - это славянский Аид, а миф о похищении Кощеем Бессмертным царицы - это подобие мифа о похищении Аидом Персефоны. Конечно, образ Кощея- мрачный образ, это может привести к выводам о его близости с Аидом. И верно то, что славяне считали его один из хозяев Пекла, но это явно не сам Аид, не Плутон, по крайней мере изначально, ему только потом приписали сию роль, отождествили с хозяином Пекла.
Во-первых: как может Аид (Кощей) находиться в начале в плену у своей будущей «жены»? И потом, в сказке Кощей ни разу не исполняет роли Аида. Пекло, славянский ад, куда попадали после смерти души людей, располагалось под землей, и его охранял дракон, либо Марена - славянская Смерть. На роль Аида и Персефоны больше тянет Дракон и сама Марья-Моревна (Морена?). Вспомним ее котел, в котором варится Кощей, и то, что она живет ближе к месту Аида, в Керченском проливе, по мифической географии.
Рыбаков правильно подмечает земледельческий дух сказки. Он обращает внимание на то, что вещий конь, прежде чем Кощей пустился в погоню за Иваном, говорит: «Можно пшеницу посеять, дождаться, пока она вырастет, сжать ее, сделать хлеб и поесть- да тогда вдогон ехать, и то поспеем».Но ученый считает, что относится этот дух к земледельческом образу царицы, будто бы Персефоны, дочери Деметры, а не Кощею. А вот Александр Асов позволяет себе этим не согласиться. Он рассказывает миф о Триптолеме, скифский миф о том, как скифы ознакомились с земледелием, и тут же замечает то, что в былине о Иване Годионовиче Кощея называют Трипетовочем, выдвигая теорию, что Кощей сын Триптолема, великана-атланта Подобная легенда о Триптолеме есть и древней Греции, но скифско-славянская интерпретация событий отлична. Основываясь на этом Асов утверждает, что этот образ принадлежит к семейству погибающих и воскресающих богов, известных почти всем народам древности. В мифе о Кощее Бессмертном можно найти следы древнейшего земледельческого сказания об умирающем и оживляющем зерне. Кощея, как и зерно, так же нужно напоить водой, чтобы он вырвался из подземелья. Очевидно, что рассказ о том, как Иван-царевич напоил Кощея, - это описание древнейшего обряда, связанного с культом божества плодородия. В мифологиях многих народов широко представлен мотив освобождения-оживления героем погибшего либо опального божества: оживление Гором Осириса, освобождение Гераклом Прометея.
Вполне вероятно, что миф о Геракле и Прометее имеет более тесную связь с мифом о Кощее Бессмертном. Вспомним, что действие этого мифа также происходит на Кавказе, после похода Геракла против амазонок. Тесей, соратник Геракла, женится на царице амазонок Иполлите (мотив женитьбы на амазонке) Геракл также поит водой прикованного Прометея, как и Иван-царевич Кощея Бессмертного. Да и сам Прометей, по одному варианту мифа, прикован не к горе, а находится в пещере.
По всей видимости, и образ Прометея, и образ Кощея Бессмертного восходят к образу божества плодородия хеттов-Телепинусу. Этим и объясняются отмеченные нами параллели. (Кощей - это нижнее отражение Прометея, потому он с ним сходен.)
Телепинус хеттов многим напоминает нашего Кощея Бессмертного. Его также нужно освобождать из заточения, и смерть его также водится в серии предметов. В одном варианте сказки Кощей требует от захваченной царицы стегать себя плетью 12 раз (по числу месяцев)-это также напоминает об обрядах, связанных с культом божества плодородия. Телепинус - учение о бессмертии, о воскрешеннии.
Учение о бессмертии – основная часть всех мировых религий. Самый надежный путь, который предлагают все древние религии, заключается в том, чтобы найти место, где человек не стареет. Таким местом был для семитских народов Эдем, у китайцев - гора Бессмертия Кунь-Лунь, у греков-сад Гесперид. Причем достижение бессмертия всегда связывалось с вкушением плода с древа жизни, растущего в этом саду.
И жизнь, и смерть связывались с деревом. Чтобы стать бессмертным, нужно вкусить плод с древа жизни, чтобы убить чудовище, нужно срубить древо его смерти. Гильгамеш, герой древневавилонского эпоса, чтобы победить чудовище Хумбабу, срубал семь кедров, хранивших тайну его смерти. По некоторым вариантам сказки Ивану-царевичу также достаточно было только срубить дерево, чтобы победить Кощея Бессмертного. Все эти мотивы известны мировой мифологии с глубокой древности. Возникает вопрос: когда и при каких обстоятельствах предки славян восприняли этот миф- в конкретной форме мифа о Кощее Бессмертном?
Известно, что в начале нашей эры жившие в Приднепровье предки славян соседствовали с фракийцами, в частности, с племенем гетов, которые почитали бога Самолкиса. Геты жили у устья Дуная – на территории современной Румынии, западнее праславян. Культ Самолкиса описан античным историком Страбоном и Геротодом. «По их мнению, -рассказывал Геродот о верованиях гетов, -они не умирают, но покойник отходит к богу Самолкису (иные называют его Гебелейзисом)».
Геродот, видимо, рационализировал фракийский миф и дал его интерпретацию в эллинском духе. Он рассказывал, что будто был ранее Самолкис был человеком, рабом на острове Самосе, у Пифагора, где и стал пифогерейцем, т. е стал вегетарианцем и уверовал в пифагорейское учение о переселении душ. Вынувшись домой, он начал проповедовать друзьям, что «они никогда не умрут, но перейдут в такую воитель, где их ожидает вечная жизнь». Потом Самолкис спрятался в подземелье и жил там три года. Фракийцы считали его умершим и оплакивали, когда же на четвертый год он вышел из подземелья, они посчитали его воскресшим и уверовали в учение.
В рассказе Геродота нетрудно уловить пересказ мифа о бессмертном боге, который был пленником, прятался в подземелье, а потом воскрес. Фракийцы-геты, которых, согласно утверждению Геродота, современники в насмешку называли бессмертным, поклонялись Бессмертному Пленнику, т.е Бессмертный пленник был для них как бы портретом племени.
Миф о Бессмертном пленнике фракийцы, очевидно, восприняли у хеттов. Фракийцы являлись одним из тех народов, которые унаследовали культуру хеттов, после того как хетты были сметены нашествием так называемых «народов моря» в 1200 г. до н. э. Ранее фракийцы, особенно те, что жили в Малой Азии, у Босфорского пролива были зависимы от хеттов. А, возможно, что и само название племени - геты - происходит от имени племени хеттов. А если копнуть еще глубже, по мнению А. Асова, мы придем к атлантам, культуру которых унаследовали хетты. От фракийцев-гетов предки славян могли узнать о культе Бессмертного Пленника. Отрицательно к нему отношение объясняется борьбой славян и геттов-фракийцев.
В начале I в. н.э геты разрушили греческую колонию Ольвию, через которую праславяне общались с греческим миром. Это, по свидетельствам историков, вызвало возмущение праславян скифов-пахарей, так как они получали немалый доход от торговли с греками. Потом праславяне помогли восстановить порт..
С этого времени борьба геттов и праславян усиливается. Археологи отмечают, что керамическая культура, которую соотносят со славянами, с этого времени начинает быстро распространяться на юг, оттесняя фракийцев из района Придунайских гор и с побережья. В дальнейшем, в IV-V вв н. э., это продвижение славян привело к образованию южной ветви славянских народов и смешению славян с фракийцами.
Вполне возможно, что именно об этом важном эпизоде истории рассказывает миф о победе Ивана-царевича над Кощеем Бессмертным. Сказка о Кощее может рассматриваться нами как свидетельство о древних контактах предков славян как с племенами скифов либо сарматов, живших в условиях матриархата, так и с фракийцами в начале нашей эры. А так же, по мнению А. Асова, по древнейшему слою мифа мы можем засвидетельствовать контакт с атлантами.
А нет ли в славянских преданиях указаний на конкретное месторасположение Атлантиды?
Ну а об этом уже в другой раз.
Берите домашнее задание и идите отдыхать1)Первый вопрос вы услышали в лекции.
2)Найдите еще мифы в русской мифологии(!), в котором можно проследить ниточки, тянущиеся от матриархата? (Миф не пересказывать!!!Даете отрывак из мифа на основании которого вы сделали вывод и пишете, почему вы так решили)
3)Переделайте как-нибудь сказку про Ивана-царевица и Кощея Бессмертного на современный манер.
4)Пришлите картинку Кощея Бессмертного